Как воспитать профессиональные ИТ-кадры в контексте бизнеса?

Как воспитать профессиональные ИТ-кадры в контексте бизнеса?

Источник: Государственный университет управления


11:21 22.04.2019  

Рубрика

Партнерский материал

|   1006 прочтений



 

Опыт сотрудничества компании «Интерпроком» с Государственным университетом управления по подготовке специалистов, создающих автоматизированные системы для управления материальными активами

По данным исследований, которые провели Росстат, Роструд, ВШЭ, портал hh.ru и другие организации, сегодня около 30% выпускников вузов работают не по специальности, а каждый четвертый трудоустраивается там, где высшего образования не требуется. Это происходит во многом потому, что выпускники, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями при поиске вакансий «по профилю». При этом почти 90% работодателей указывают на недостаток необходимых знаний и навыков, а также на неумение применять их на практике.

Как воспитать профессиональные ИТ-кадры в контексте бизнеса?

Анна Терехова, доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком»

Источник: «Интерпроком»

О своем опыте сотрудничества с Государственным университетом управления (ГУУ) в рамках целевой подготовки специалистов по управлению корпоративными активами (Enterprise Asset Management, EAM) рассказывают Анна Терехова, доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком», и Владимир Кузин, ведущий специалист департамента управления активами и куратор программы интернатуры.

Компания «Интерпроком» работает в сфере ИТ, которая считается одной из интеллектуально емких отраслей. Как вы решаете вопрос с подбором квалифицированных кадров?

АТ: Казалось бы, современная молодежь ни одной минуты не может провести без смартфона, но жить в виртуальном мире и внедрять цифровые технологии − не одно и то же. Чтобы получить специалистов в области цифровых технологий, а не просто уверенных пользователей, приходится прикладывать много усилий.

Одно из перспективных направлений — более тесное сотрудничество представителей бизнеса и вузов. По этому пути решил пойти департамент управления корпоративными активами нашей компании. Три года назад, с момента моего прихода в «Интерпроком» в качестве директора по проектам, мы стали налаживать сотрудничество с кафедрой информационных систем Института информационных систем Государственного университета управления, и сегодня наши отношения уже можно назвать дружбой. Как преподаватель я знаю, насколько сложно найти работу студентам, а в качестве директора проектов мне пришлось столкнуться с проблемой поиска квалифицированных кадров для ИТ-проектов. Именно поэтому я с энтузиазмом взялась за выстраивание экосистемы взаимодействия бизнеса и академической среды. В 2018 году было подписано официальное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого «Интерпроком» проводит занятия для студентов ГУУ и предоставляет им возможность прохождения практики в реальных проектах компании.

Как называется дисциплина, которую ведут специалисты компании «Интерпроком» и как она встроена в процесс обучения?

АТ: Название дисциплины — «Управление активами предприятия на основе EAM-системы IBM Maximo». Она включена в программу обучения студентов трех направлений подготовки бакалавров — «Бизнес-информатика» (шифр направления подготовки 38.03.05), «Менеджмент», образовательная программа «Информационный менеджмент» (38.03.02) и «Прикладная информатика» (09.03.03).

Нам удалось достаточно быстро, менее чем за год, сформировать программу дисциплины и встроить ее в обучение. Директор Института информационных систем ГУУ Андрей Дашков и заведующий кафедрой информационных систем ГУУ Владимир Годин оказали всестороннюю поддержку и методологическую помощь в подготовке дисциплины, помогли правильно выбрать сроки и установить контакт со студентами. Университет оказался заинтересован в знаниях и опыте с передовой ИТ. ГУУ в целом и, в частности, Институт информационных систем, регулярно актуализируют свои образовательные программы, вводят в процесс обучения инновационные продукты и технологии, сотрудничают с наиболее перспективными ИТ-компаниями. В том числе благодаря постоянной актуализации образовательных программ, ГУУ остается ведущим вузом страны по подготовке экспертов в области ИТ-управления, и мы рады, что теперь и команда «Интерпроком» вносит свой вклад в их обучение.

Наша дисциплина дает студентам как теоретические знания в области организации стандартных бизнес-процессов управления материальными активами предприятий и знакомит их с современными концепциями управления этими активами, так и дает возможность овладеть навыками работы с новейшим программным обеспечением, в частности с EAM-системой IBM Maximo.

Дисциплину изучают на третьем курсе, причем достаточно интенсивно: по четыре пары в неделю. Для практических занятий на серверах «Интерпрокома» создан тренировочный стенд с учебными сценариями, к которому студентам предоставлен удаленный доступ.

В течение учебного семестра проводятся контрольные работы, а в конце семестра — зачет. Обязательные условия допуска к нему — выполнение комплекса лабораторных работ, моделирующих реализацию реальных бизнес-процессов управления активами, и последующая защита выполненных заданий. Полученные знания и умения применяются при прохождении производственной и преддипломной практик, а также в ходе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Какие перспективы открывает такое сотрудничество перед студентами? И помогает ли оно трудоустройству?

Как воспитать профессиональные ИТ-кадры в контексте бизнеса?

Владимир Кузин, ведущий специалист департамента управления активами и куратор программы интернатуры

Источник: «Интерпроком»

ВК: По окончании обучения проводится собеседование, на котором отбираются кандидаты для последующей стажировки: шесть-десять человек в год. С ними работают наставники, которые, передавая свои знания и опыт, помогают оперативно включиться в рабочие процессы и наладить продуктивные отношения с коллегами. Во время стажировки есть возможность выбрать направление дальнейшего профессионального развития — в качестве разработчика, интегратора, консультанта по внедрению или аналитика.

Однако этот путь достаточно тернист и не все готовы к возможным трудностям. Обычно у нас остаются около 60% студентов, прошедших стажировку. Кто-то не справляется с работой, а кто-то отправляется в погоню за реактивным ростом карьеры или переходит в другие департаменты внутри компании. Конечно, иногда жаль затраченных усилий, но это естественный отбор, и остаются действительно настойчивые, трудолюбивые, уверенные в своем профессиональном выборе люди, уже способные работать в проектах.

То есть каждый получает то, что ищет на данном этапе. Студенты — опыт и возможное трудоустройство. Компания — перспективных кандидатов.

От куратора программы интернатуры обычно требуются не только определенные навыки и умения, но и желание передавать свои знания студентам. Что для Вас является мотивационным фактором?

ВК: Я начал работать в «Интерпрокоме», еще обучаясь в институте. Полученный опыт помог мне понять, как эффективнее применять получаемые в институте знания, и это нашло отражение в итоговом дипломе. По окончании вуза я смог полностью погрузиться в проектную деятельность, но постепенно рос интерес к обучению людей работе с ИТ-системами. Начиналось все с курсов для коллег и организации обмена опытом между различными подразделениями. Позже мне доверили проводить обучение у заказчиков.

Предложение о проведении занятий в институте я получил, когда уже был ведущим специалистом с достаточно большим опытом реализации нескольких крупных проектов. Своими знаниями хотелось поделиться. При этом я прекрасно помню, чего мне не хватало на занятиях в годы моей учебы и какой формат подачи информации помогал лучше усваивать материал. Надо было не просто повышать качество набора новых сотрудников, но и помогать студентам набираться профессионального опыта, чтобы получить достойную работу по специальности. Поэтому я и вызвался развивать это направление в компании. Меня мотивирует желание людей развиваться и огонек понимания, который загорается в глазах кандидатов.

Поскольку положение дел на рынке постоянно меняется, каждый семестр в программу обучения вносятся небольшие корректировки, связанные с ситуацией на рынке и с учетом пожеланий студентов, преподавателей и коллег. Одновременно мы совершенствуем программы практики и стажировки. Упор делается на раскрытие потенциала и максимально эффективную реализацию сильных сторон недавних студентов, чтобы уже во время стажировки они могли принимать участие в проектах и вместе с опытными специалистами начинали решать пусть не очень большие, но реальные задачи, оценивая реальный результат своей работы.

Молодые специалисты помогают вносить новые технологические элементы в наш программный комплекс «Аксиома», в состав которого входят специализированные решения для повышения эффективности ТОиР, достоверности учета и формирования отчетности, автоматизации процессов сервисных подразделений, управления коммерческими площадями. Новые направления, такие как Интернет вещей (IoT), прогнозная аналитика, роботизированные сервисы, тоже развиваются с их активным участием.

Что, помимо совместной деятельности, помогает молодым специалистам быстрее адаптироваться в коллективе?

ВК: У нас есть современные инструменты для организации эффективной командной работы, в том числе обеспечивающие удаленное взаимодействие: облачные сервисы, доступ к ключевым приложениям и системам через мобильные персональные устройства, онлайн-чаты, базы знаний, внутренний портал и многие другие. Компания старается создать все необходимые условия для профессионального роста, самореализации и развития. Можно стать членом волейбольной команды, принять участие в соревнованиях по настольному теннису или в городских спортивных мероприятиях. Рядом с офисом находится фитнес-клуб, где нашим сотрудникам предлагаются корпоративные скидки. Мы активно развиваем волонтерское движение, помогаем приюту для животных, собираем одежду для социальных проектов, многие из нас постоянно сдают кровь в качестве доноров.

В компании созданы все условия для повышения квалификации в конкретных предметных областях и получения общих бизнес-навыков, в частности, можно научиться делать презентации, вести переговоры, повысить уровень английского языка. Дружеское общение поддерживают регулярные корпоративные мероприятия. И это далеко не полный список возможностей.

Насколько оправдано такое вложение сил и средств? Заметна ли отдача при работе в проектах?

АТ: Уже можно констатировать, что «Интерпроком» получает подготовленных сотрудников с востребованным багажом профессиональных знаний и навыков, а студенты — профессиональную ориентацию, опыт участия в реальных ИТ-проектах, возможность последующего трудоустройства в нашей компании и в ИТ-индустрии в целом.

Используя лучшие практики взаимодействия с вузами, передовой опыт наставничества и организации труда, департамент управления активами компании «Интерпроком» добивается кадрового баланса: сочетает опыт и знания «зубров» ИТ с энтузиазмом молодого поколения и его стремлением к покорению новых вершин. Такой подход позволяет находить интересные способы решения трудных задач и добиваться успеха в самых сложных проектах.

Ссылки по теме

https://hh.ru/article/306113 — данные НeadНunter

https://ria.ru/20170607/1495988368.html — данные Росстата

https://inosmi.ru/politic/20180319/241747028.html — данные Роструда

Источник